Кир Стармер и Дональд Трамп договорились о сохранении военной базы на Диего-Гарсия.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер и президент США Дональд Трамп договорились обеспечить продолжение работы ключевой британско-американской военной базы на острове Диего-Гарсия (архипелаг Чагос). Об этом сообщили на Даунинг-стрит.
В канцелярии главы британского правительства уточнили, что в ходе телефонного разговора, состоявшегося во вторник, стороны подчеркнули стратегическую значимость базы и договорились продолжить межправительственное сотрудничество с целью обеспечения её бесперебойного функционирования. Лидеры также выразили намерение в ближайшее время продолжить диалог.
Достигнутые договорённости предусматривают передачу Великобританией суверенитета над Британской территорией в Индийском океане Маврикию с одновременным возвращением стратегически важного военного объекта на Диего-Гарсия в долгосрочную аренду. Ожидается, что совокупные расходы в рамках соглашения составят около 35 млрд фунтов стерлингов в течение следующего столетия.
В январе Дональд Трамп резко раскритиковал данную сделку, назвав её «актом крайней глупости» и «проявлением полной слабости». По его словам, речь идёт о передаче территории, на которой расположена стратегически важная военная база, «без каких-либо обоснованных причин».
Эти заявления прозвучали на фоне усиления трансатлантической напряжённости, в том числе из-за высказываний Трампа о возможном установлении контроля над Гренландией. В ответ британский премьер-министр заявлял, что подобные комментарии делаются с «прямой целью оказать давление» на Лондон.
Ранее администрация Трампа, напротив, выражала поддержку соглашению по Чагосским островам. В мае прошлого года госсекретарь США Марко Рубио заявил, что по итогам всестороннего межведомственного анализа власти США пришли к выводу: соглашение «обеспечивает долгосрочное, стабильное и эффективное функционирование совместного американо-британского военного объекта на острове Диего-Гарсия».
По словам Рубио, Дональд Трамп во время встречи с Киром Стармером в Белом доме охарактеризовал достигнутые договорённости как «монументальное достижение», назвав базу «важнейшим активом для обеспечения региональной и глобальной безопасности».